Погода °C
USD 93.44
EUR 99.58
Поиск:
 
erid: 2VtzqupMsJu

Регион «низкого старта»: поможет ли коммуникация найти преимущества кузбасским ВУЗам?

НИА-Кузбасс / Новости Кемерово и НовокузнецкаДва дня продлилась конференция — модерация «Концептуальное изменение рынка образования Кузбасса», которая прошла при поддержке Совета народных депутатов Кемеровской области, площадку для мероприятия предоставила компания «Good Line». Модератором выступил Святослав Мурунов — урбанист, руководитель Центра прикладной урбанистики. В числе участников были ректоры и проректоры ВУЗов, чиновники от образования, представители бизнеса и городские активисты.
Вопрос стоял простой и сложный одновременно: как сделать кузбасское образование не просто хорошим, престижным и так далее, но и дать ВУЗам шанс бороться за абитуриента, студента и аспиранта сообща. Почему молодежь предпочитает Кемерову Питер? Отчего родители и студенты думают, что хорошо там, где нас нет, что где-то есть что-то гораздо лучшее, чем у нас в регионе? Почему ВУЗы не сотрудничают друг с другом в полной мере? Эти и другие вопросы обсуждались во время модерации.
Образование — важный элемент креативной экономики, — отметил в начале встречи Святослав Мурунов. Ведь первый заказчик на креативную экономику — креативныйкласс, который начал накапливаться в городах вопреки всей системе образования,локальным заказам. У них проектная логика, все знания должны конвертироваться вкомпетенции, чтобы на них зарабатывать и у них запрос на кооперацию.
Второй запрос на креативную экономику — средний бизнес в городах. Именно с ним мы сейчас и работаем.

Образование как капитал
Если говорить об академическом образовании, то по мнению Мурунова, «университет- это попытка ответа на запрос местных сообществ на знания, на креативность». В качестве примера он приводит университет в Бишкеке (Киргизия), который строился не для того, чтобы «потом продавать дипломы оптом и в розницу», а для того, чтобы дать возможность местной молодежи встроиться в местную экономику, сделать ее креативной, дать шанс поработать не только теоретикам, но и практикам, которые будут преподавать в ВУЗе.
Кроме того, получение знаний в таком ВУЗе- это не только шанс сделать в дальнейшем свою карьеру, это широкий экспортный потенциал как для самого университета, так и для его выпускников.
Основная проблема в российском образовании заключена в том, что «никто не вкладывается в разработку программ». По мнению Мурунова, стоимость и тщательность такой работы может коррелировать с суммой инвестиций на строительство самого ВУЗа. Важен и подход к преподавательскому составу, его ротации, возможность приглашать известных ученых и практиков.
Может ли такой университет быть прибыльным предприятием одновременно? Да,утверждает урбанист. Второй налогоплательщик в Киргизии после Ошского рынка.
Почему? Все потому, что такое образовательное учреждение переходит из формата «школа+» в формат игрока креативной экономики не только региона, но и страны.

Креативная экономика и роль образования в ней
Сегодня есть пять базовых субъектов креативной экономики: генераторы идей, решатели, делатели, проблематизаторы, экспортеры.
Результат деятельности генератора — нематериальные ценности. Какой объем рынка нематериальных ценностей в Кемерове? Это базовый сегмент городской креативной экономики, они транслируют смыслы, которые добавляют в другие деятельности. Это основной рычаг формирования добавочной стоимости. Если генераторы сидят только на локальной культуре, то на выходе лапти, если на глобальной, то стрит-арт. У нас генераторы смыслов, все гуманитарии фактически оказались ненужными. У нас нет гуманитарного рынка, нет креативных индустрий.
Проблематизаторы занимаются реальностью, погружены в операционную деятельностью, это те, кто профессионально изучает реальность. В России нет исследовательского рынка. Как принимать решения, если нет реальной картинки? Либо в прошлом — «все сделали», либо в будущем — «все планируется». Планы все фантазийны. Роль проблематизаторов выполняют городские активисты. Если добавить компетенции, связанные с исследовательской практикой, с социологией, проблематизаторы начнут выдавать технические задания. Только в Иркутске в качестве тем дипломных исследований одного вуза удалось сделать городские проблемы. Это повысило процент людей, которые после вуза начали оставаться в городе. У нас потеряны междисциплинарные исследования. Разный язык и нет модели, куда результаты складывать.
Решатели — конвертируют проблемы в решения — создают методы решения, технологии. Они в самой уязвимой позиции. Взять проблему из реальности, выдать техзадание. Потеря технологических компетенций на всех уровнях. Мы не умеем создавать технологии и подходы. Мы сели на технологическое заимствование
Схема, метод, школа, подход самые важные в креативной экономике. А платят только за готовый продукт.
Делатели — на выходе продукт или услуга. Абсолютная зависимость от средств производства. Нет никакого конкурентного преимущества. Поэтому конкуренция ценой, падает качество и т. п. Никто не может вследствие этого накопить капитал.

Технологический вакуум.
Экспортеры — те, кто сидит на каналах связи, потоках. Как правило, экспортеры этими
потоками не делятся.
Сейчас каждый из этих субъектов находится в изоляции — территория как локальная
экономика не работает — каждый пытается заработать на чем-то своем.

Регион «низкого старта»
Участники модерационной сессии отметили сильные и слабые стороны образования в
Кузбассе.
Среди «плюсов» почти все отметили наличие «больших образовательных инициатив» в регионе, наличие прикладного характера получения знаний, студенческое самоуправление, образование по Сети и Скайпу. Все собравшиеся отметили, что высшее образование в регионе сейчас может оцениваться как «современное» и «актуальное». По содержательной части ВУЗы Кемеровской области ничем не уступают новосибирским и томским партнерам.

Минусы образования в Кузбассе «плавно» вытекают из географического и экономико-географического положения нашего региона. Его верно одна из участниц назвала «регионом низкого старта». Здесь возможно получить хорошие знания, не переплачивая лишних денег, но «социальный лифт» отвезет только тех, кто получит дипломы инженерно-сырьевых специальностей. В Кемеровской области нет пока достаточного количества среднего бизнеса- потребителя креативной экономики. Поэтому вчерашний студент, словно рыцарь на распутье — либо идет в крупные холдинги, либо в малый бизнес, который никак не участвует в экономическом распределении ни в муниципалитете, ни в области. Кто-то уезжает навсегда, вызубрив мантру «сибирь бесперспективна». Но образование он получил здесь. Именно поэтому в крупных федеральных городах, столицах мы видим много бывших кемеровчан и кузбассовцев.
Надо ли этим гордиться? И да, и нет.
Предыдущие «минусы» наложили отпечаток и на общие для большинства субъектов РФ проблемы образования. Это отток наиболее талантливой школьной молодежи, оптимизация преподавательских кадров, отставание компетенций от современных.
Участниками сессии также были отмечены отсутствие кооперации между образованием и воспитанием детей и юношества. Сейчас воспитательные функции у школ и ВУЗов забрали семьи. Но семья пока не спешит получать эстафетную палочку из рук преподавателей. Причины этого видятся участникам следующие: низкие зарплаты, выгорание, подработки, далекие от реальности условия работы.

Рефлексия
Двухдневная модерация — это не панацея от бед нашего образования. Это просто возможность разобраться в проблемах, найти разрешимые. Самое главное, как признались сами участники- это глубокая коммуникация, вовлеченность людей, обмен информацией как залог дальнейшего обмена компетенциями.
Что-то казалось участникам нереальным, какие-то вещи найдут практическое применение уже в самое ближайшее время.
Очень точно сформулировал задачи и итоги двухдневной работы ректор КузГТУ им Горбачева Андрей Кречетов:
«Одна из ключевых проблем в системе образования в нашем регионе, над которой мы работаем в рамках данного проектного семинара, заключается в том, что очень часто участники образовательного процесса недостаточно хорошо информированы о том, что происходит в тех или иных организациях, тех или иных субъектах: работодатели не совсем представляют что происходит в вузах, вузы не совсем представляют чего хотят работодатели. Если посмотреть на объективные данные мониторингов, можно увидеть что некоторые показатели наших университетов выше, чем в прославленных университетах соседних регионов. Образование — это возможность простроить свою дальнейшую траекторию. Это возможность трудоустройства после вуза,

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ».
Политех выпускает для реального сектора. Любая модель позволяет наиболее системно взглянуть на многие вещи, тем более если это взгляд со стороны. А это позволит выйти на решение, которое мы сами сможем реализовать. Почему мы такие какие мы есть, почему мы принимаем такие решения, — добавил Кречетов. Мы хотим влиять на эти решения, а для этого, нужно понимать почему и как они принимаются. И меняться самим.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "Кузбассский вестник" в telegram.