Погода °C
USD 92.51
EUR 98.91
Поиск:
 
erid: 2VtzqupMsJu

Soft skills школьного коллектива: дань моде или практическая необходимость?

НИА-Кузбасс / Новости Кемерово и Новокузнецка

 

uchitelСегодня часто обсуждается вопрос необходимости развития «гибких навыков» (или soft skills) для школьных учителей. К определению этого термина и его содержанию есть несколько подходов.

Например, в создании Интенсива для педагогов «Я Учитель» эксперты Яндекс.Учебника использовали подход Джона Хетти, согласно которому «гибкие навыки» – это умение поддерживать атмосферу, ориентация на результат, способность менять методы преподавания в зависимости от цели, сотрудничество с коллегами и другие. Рассказываем, что думают по этому поводу практикующие директора школ.

Soft skills и успешность педагога

Директор МБОУ «Лицей» города Арзамаса Маргарита Обухова считает, что системное развитие у школьных педагогов soft skills– это, скорее, дань моде. Ведь самое главное для учителя – это профессиональные навыки, так называемые hard skills, без которых на работу в классическую школу просто не возьмут. Именно профессиональные навыки влияют на зарплату, потому что их можно продемонстрировать, четко прописать в должностных инструкциях, определить количественно и наглядно, измерить при помощи тестов, аттестации и экзаменов.

Противоположной позиции придерживается заместитель директора гимназии № 71 «Радуга» города Кемерово Артем Ткаченко. Он считает, что soft skillsточно тоже важны для приема на работу. Иначе зачем проводить собеседование с кандидатом, разве документов об образовании недостаточно? Естественно, что при прочих равных на работу возьмут учителя, который покажется более расположенным к коммуникации и поддержанию дружелюбной атмосферы.

Soft skills и заработок педагога

Получается, что в целом учитель может работать и используя только hard skills, но, если он хочет быть успешным в профессии, ему необходимо повышать свой уровень soft skills. Насколько же самой школе может быть важно, чтобы у школьного коллектива были развиты soft skills?  

Артем Ткаченко уверен: на заработную плату soft skills также могут повлиять: ведь она складывается в том числе из стимулирующих надбавок за внедрение новых технологий, победы в конкурсах. Все это – результат проактивной позиции педагога, которая, в свою очередь, невозможна без «гибких навыков».  

Кроме того, к хорошему учителю постепенно «подтягиваются» дети из других школ, и это создает здоровую конкурентную среду для поступления в школу. В классах появляется все больше мотивированных учеников, которые в результате лучше сдают ЕГЭ – а результаты ЕГЭ у детей влияют на фонд оплаты труда их учителей. Не говоря уже о грантах, отраслевых наградах, листе аттестации директора.

Soft skills и комфортная коммуникация

У педагога, обладающего soft skills, ученики не подвержены чрезмерному давлению, тревожности и стрессу. Учиться им комфортнее – а, значит, и результаты, скорее всего, будут лучше. Личный ресурс педагога – один из главных факторов, поддерживающих развитие детей.

Да и в коллективе атмосфера будет лучше, если как можно больше людей в нем будут обладать «гибкими навыками» и продуктивно коммуницировать друг с другом. Отсутствие навыков эмпатии, неконфликтного общения, эмоционального интеллекта является конфликтогенным фактором в школьном коллективе. А если будет раздор, то будет и текучка кадров, что, в свою очередь, негативно скажется на качестве образования.

Мы не знаем, какие профессии будут существовать на рынке труда, когда дети, пришедшие сегодня в первый класс, будут искать работу. Поэтому и для учеников, и для коллег, и для школьной администрации важно, чтобы учитель обладал гибкостью мышления, мог рефлексировать, был стрессоустойчивым и был способен быть успешным в условиях неопределенности. Поэтому развитие soft skillsнадо всячески поощрять, считает Ткаченко. Особенно важным навык легко адаптироваться кажется сейчас, когда и педагогам, и школьникам пришлось столкнуться с ситуацией дистанционного обучения.

Soft skills и официальные стандарты качества

Однако сегодня все рейтинги образовательных организаций построены на основе результатов ЕГЭ, ГИА, ВПР, предметных олимпиад, количестве медалистов – всего этого можно добиться в большей степени при помощи профессиональных навыков, считает Маргарита Обухова.

А школа сегодня должна соответствовать стандартам и запросам родителей. А что такое стандарт? Это выверенный документ, который на основе опыта всей страны включает ряд требований. И пока история проsoft skillsне включена в стандарт, директор может смотреть на неё как на эксперимент с недоказанной полезностью. Важно, что и на муниципальном уровне также есть критерии, по которым оценивают эффективность работы школ — параметры мало связаны с soft skills. Такие же критерии имеются и для оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации.

– Образовательная мода, как ураган: зачастую сносит не только ветхие постройки устаревших представлений, но и необходимые опоры здравого смысла, – говорит Маргарита Обухова. – Поэтому очень важно, чтобы вопрос не входил в плоскость предпочтения образовательных результатов soft skills, важнее понять, как на самом деле мягкие навыки влияют на образовательный процесс и жизнь школы и учителя. Думаю, что soft skills — это лишь надстройка над hard skills. И очень важно их не противопоставлять друг другу.

В этом тезисе спикеры согласились. Артем Ткаченко также отметил, что педагогическому сообществу важно не противопоставлять «гибкие» и «жесткие» навыки. Но, кажется, soft skills у педагогов развивать полезно, и потому модно. Всегда умения коммуницировать, преподать себя, понравиться, сформировать группу единомышленников были важными качествами настоящих профессионалов. Сейчас категория soft skills входит в нашу жизнь, как более осознанное понятие, и этим процессом очень важно научиться управлять.

Просто мы это мягкими навыками не называли. Мы всегда проводили собеседования, но не только чтобы нам принесли и показали диплом, а важно было посмотреть на человека.

– Педагог с хорошими hard skills и развитыми soft skills всегда будет профессионально востребован и реализован, а, значит, будет чуть счастливее и выгорание ему будет не так страшно, – подчеркнул Артем Ткаченко.

 Яндекс.Учебник – это бесплатный сервис для учителей, по которому учатся более 1,9 миллионов учеников по всей стране. В период дистанта платформа была включена в список рекомендуемых сервисов Министерством просвещения Российской Федерации. Библиотека сервиса состоит из более чем 350 000 заданий по математике, русскому языку, музыке, окружающему миру. Все задания составлены методистами с учетом ФГОС и подходят к любой учебной программе.

YaC/e — это профессиональный диалог всех участников образовательного процесса. Тех, кто создает образование — дошкольное и школьное, вузовское, дополнительное, профессиональное или корпоративное — и тех, кто сам учится и помогает в этом своим детям или сотрудникам. На YaC/e специалисты будут делиться новостями, анализировать непростой опыт этого года, беседовать с теми, кто придумывает новые инструменты для обучения, экспериментирует с форматами и по-новому смотрит на контент.

 


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "Кузбассский вестник" в telegram.