Восемнадцать километров за пять летНИА-Кузбасс / Новости Кемерово и Новокузнецка11 апреля состоялось первое заседание совместной рабочей группы представителей «Российских железных дорог», «Сибантрацита» и управляющей компании «Востокуголь» по проекту строительства «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе. Как ожидается, непосредственно возведение объекта начнется в течение года и займет около пяти лет, это вдвое меньше, чем срок, который ранее обозначали представители РЖД. Проект строительства «Северомуйского тоннеля-2» разработает УК «ВостокУголь. Первый «Северомуйский тоннель», строившийся 23 года,— одно из основных узких мест на Байкало-Амурской магистрали. Он находится в Республике Бурятия. Тоннель был открыт 5 декабря 2003 года. Своё название получил по Северо-Муйскому хребту, сквозь который проходит. По протяжённости является самым длинным железнодорожным тоннелем в России. Его длина превышает 15,3 км, а пропускная способность составляет 16 млн тонн грузов в год. «Северомуйский тоннель-2» станет одним из самых протяженных в России, его длина составит около 18 км. Ввод в строй «Северомуйского тоннеля-2» приведет к созданию в ближайшие два-три года около трех тысяч новых рабочих мест». ТЭО: 10 лет и 260 млрд C учетом перспектив роста грузопотока на Восток России летом 2018 года РЖД подняла вопрос строительства второго Северомуйского тоннеля. В ноябре 2018 года Институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ, является «дочкой» РЖД) по техзаданию монополии проанализировал варианты пропуска перспективного грузопотока на Восток страны по БАМу и по Транссибу. Институт подготовил технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства второго Северомуйского тоннеля на БАМе из расчета пропуска 100 млн тонн грузов в год. По оценкам экспертов института, строительство тоннеля может занять около 10 лет и обойтись почти в 260 млрд рублей. Кстати, чуть позднее такую же цифру стоимости строительства тоннеля назвали специалисты Новосибирского проектно-изыскательского института «Бамтоннельпроект». — Если мы построим второй тоннель, то это даст возможность провозить не 16 млн, а 100 млн тонн грузов, — сказал в этой связи гендиректор РЖД Олег Белозеров. «Сибантрацит» поддержал РЖД История получила оперативное продолжение. В конце августа глава группы «Сибантрацит» Дмитрий Босов сообщил гендиректору Олегу Белозерову о желании участвовать в строительстве «Северомуйского тоннеля-2» за свой счет или через партнерство с монополией. В РЖД не прокомментировали предложение бизнесмена, но спустя несколько дней поле получения письма монополия сама обратилась в федеральную антимонопольную службу (ФАС). РЖД предложила предоставлять инвесторам приоритетный доступ на участки железнодорожной сети в обмен на повышенную оплату. Эксперты опасались, что такое предложение приведет к хаосу в перевозках. Идея РЖД с доступом за плату, видимо, не получила поддержку. Путин за объемы перевозок Зато государство на самом высоком уровне поддержало идею строительства, правда, с замечаниями. Так президент Владимир Путин на Восточном экономическом форуме в сентябре 2018 года сказал, что строить необходимо, но при этом России нужно гарантировать объемы перевозимых грузов. — Я упомянул развитие Транссиба и БАМа, это нужно делать, и мы делаем и будем это делать. Но вопрос в объемах — что нам делать? Тоннели строить или нет? Северомуйский тоннель, например. Это существенно раскроет наши возможности по перемещению грузов, но это не может быть только один уголь. А если угольная (отрасль) немного присядет в мире? — отметил Путин. России, по мнению президента, нужно гарантировать объем контейнерных перевозок, а для этого нужно сотрудничать с партнерами по АТР: Китаем, Японией, Южной Кореей и Монголией. Новое письмо 11 марта Дмитрий Босов написал письмо Владимиру Путину, в котором попросил предоставить группе «Сибантрацит» приоритетный доступ к БАМу и Транссибу на 25 лет для перевозки 50 млн т своих грузов в год. Для информации, к 2022 году добыча группы «Сибантрацит» вырастет до 58 млн т в год. Взамен «Востокуголь» заявил о готовности за собственные средства (без привлечения софинансирования) построить второй Северомуйский тоннель. Источники сообщили, что 13 марта Путин расписал это письмо в правительство с резолюцией «проработать и поддержать». Следствием этой поддержки стало распоряжение гендиректора РЖД Олега Белозерова создать рабочую группу по проекту строительства «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе и включить в нее представителей «Сибантрацита» и УК «Востокуголь». В апреле группа приступила к работе. Встречи ее участников будут проходить на регулярной основе. Экономика и геополитика В настоящее время по маршруту страны Северо-Западной Азии — Европа в обоих направлениях перевозится более 1 млрд тонн грузов ежегодно. А валовый годовой доход компаний — участниц сего действа приближается к $100 млрд. Но, по мнению большинства экспертов, несмотря на внушительные объёмы, это направление работает не на полную мощность. Их оценки говорят о том, что суммарная доля государств — членов Таможенного союза (ТС) (России, Казахстана, Армении, Киргизии и Белоруссии) на рынке транзитных перевозок Азия — Европа может в ближайшее время вырасти в 5–8 раз с имеющейся на данный момент доли в 1–2% Таким образом, переключение части транзитных грузов на магистрали, которые проходят через государства — члены ТС обеспечит заметный прирост ВВП и бюджетных доходов России и её партнёров по организации. Об этом говорится в отчёте, подготовленном Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН. Не исключено, что и «Северомуйский тоннель-2» очень пригодится для России как бы ни складывалась конъюнктура на мировых рынках угля. Для справки: в группу «Сибантрацит» входят ведущие угольные компании Новосибирской области — производители антрацита АО «Сибирский Антрацит» и ООО «Разрез Восточный», а также крупное угледобывающее предприятие Кемеровской области ООО «Разрез Кийзасский». Подписывайтесь на нашу страницу новостей "Кузбассский вестник" в telegram.
|